"Ассертивность предполагает, что человек должен решать сам за себя и нести ответственность за последствия своих решений. Если вы хотите высказаться четко и однозначно, поступать порядочно и действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, а так же уметь настоять на своем, вам следовало бы знать и уважать принципы, которые иногда называют "ассертивными правами человека"…
1. Вы не имеете права сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за последствия. Психологи, занимающиеся проблемами нравственного созревания личности, выделяют несколько уровней морального поведения. Если человек ведет себя порядочно лишь по той причине, что за ним наблюдают, то он находится на низшей ступени нравственного развития. Если же он поступает нравственно "без контроля", то его поведение оценивается по максимуму. Один из манипулятивных постулатов гласит, что человек не может непредвзято судить о самом себе. Оценивать индивида должны другие, и ему надлежит сверяться с внешними правилами и мнением авторитетов, которые более возвышены, более мудры и более зрелы, нежели он. Вот только авторитеты меняются, они и обманывают нас, и манипулируют нами. В момент дележки пирога они могут оставить нас на бобах. Ассертивность же учит пониманию того, что речь идет о нашей жизни, и все, что в ней произойдет, зависит от нас самих и ни от кого больше. Мы сами должны быть судьями своему поведению. Не следует ссылаться на кого-либо или на что-либо…
2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение. Манипулятивный предрассудок навязывает нам ту точку зрения, что за свои действия мы ответственны перед другими людьми, и, следовательно, все, что делаем, мы должны им объяснять, обосновывать и оправдывать…
3. Вы имеете право сами решить, отвечаете ли вы и в какой мере за проблемы других людей. Согласно точке зрения, выдаваемой за некий моральный долг, утверждается, что человек отвечает за своих ближних, за группы людей и за институции, по отношению к которым он имеет обязательства. Получается, что за все и вся мы должны нести едва ли не большую ответственность, чем за собственную жизнь…
4. Вы имеете право менять взгляды. Многие родители, учителя, а порой и средства массовой информации утверждают, что серьезный человек придерживается однажды принятых взглядов. Иначе говоря, взгляды, которые мы восприняли, менять не следует. В противном случае пришлось бы признать, что мы ошибались. А если кто-либо ошибается, то это означает, что он безответственный человек и на него нельзя положиться. Ибо где гарантия того, что он не ошибется в другой раз и вновь не изменит своего мнения. Теория ассертивности не разделяет данной позиции. С этической точки зрения, решающим является то, приблизился ли человек благодаря "перемене взгляда" к истине…
5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них. Моралист-педагог внутри нас говорит: "Человек не должен совершать ошибок! Если ты допускаешь их, значит, ты неумный и незрелый человек. Поступай по совести! Разве тебе не стыдно? … Пусть другие контролируют тебя, чтобы воспрепятствовать дальнейшему падению. Не исправишься - тебя возьмут по опеку!" Из этого можно логически предположить следующее: "Кто ничего не делает, тот не совершает ошибок и удостоится похвалы, а кто удостоится похвалы, тот пойдет на повышение". Все это приводит к тому, что человек, о котором идет речь, остерегается даже малого риска. Главное, мол, "не высовываться", остальное придет само.
6. Вы имеете право сказать: "Я не знаю". Социальный миф гласит, что взрослый зрелый человек способен разобраться в себе, то есть ему известны собственные мотивы и побуждения и он может ответить на любой вопрос, касающийся нюансов его поведения. Короче говоря, делая что-либо, он знает, почему так поступает. Кто этого не знает, тот или скверный тип, или слабоумный. В более широком смысле эту версию можно интерпретировать так: родитель, учитель, руководитель должны "знать все" и, стало быть, уметь ответить на любой вопрос потомков, учеников, подчиненных. Если кто-то претендует на звание авторитета, то он должен быть всеведущ и непогрешим. В донном случае наиболее мягким ударом ниже пояса в сфере прямой коммуникации является обыкновенная ложь, то есть если я чего-то не знаю, но по своему социальному положению вроде бы должен знать, так я чего-нибудь выдумаю. Это, конечно, некрасиво. Однако менее ущербно, чем признаться себе самому в том, что я ничего не знаю, и не представить свои "фантазии" и без ладу и складу собранные воедино крупицы знаний в качестве достижения человеческого разума.
7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей. В соответствии с предрассудком, противоречащим седьмому из ассертивных прав человека, утверждается, что все люди, с которыми мы вступаем в контакт, должны быть о нас хорошего мнения. Важно, чтобы окружающие нас любили. В противном случае они могут отвернуться от нас, и тогда наши дела пойдут хуже чем скверно. В действительности же "как ты не старайся, на всех не угодишь". Существуют ситуации, в которых быть в немилости у кого-либо (особенно у сильных мира сего) - лучшее из свидетельств. Если ревизора любят авантюристы, это характеризует его далеко не с лучшей стороны.
8. Вы имеете право на нелогичные решения. Жизнь - это не компьютерная программа, в которой отдельные фазы и стадии сменяют друг друга, подчиняясь определенной логике. Не исключено также, что "логичные" решения могут не оправдать себя, и выяснится нечто такое, чего никто не ожидал. Нередко мы смешиваем логику с умозаключениями, основанными на якобы правильных и справедливых посылках. Собственно, подменяем логику теорией, а она может быть ложной или не подходящей для данного случая…
~~~~~~~