С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначал их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства." (Цит. по Немов Р.С.)
Исследования физиологических основ эмоциональных процессов, естественно, затронули роль центральных мозговых механизмов.
"БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ - врожденные эмоции, на базе которых развиваются более сложно детерминированные эмоциональные процессы, состояния и эмоционально-личностные качества. Базальные эмоции немногочисленны, к ним относят радость, горе(печаль), страх, гнев, удивление, отвращение. Общепринятой классификации базальных эмоций не существует." (ПС)
"В 1953 году Джеймс Олдс и его коллеги вживляли электроды в различные области гипоталамуса крысам. Животные не только научались нажимать на рычаг, чтобы получать раздражение, но однажды научившись, продолжали делать это с частотой несколько тысяч раз в час в течение десяти часов. Поскольку крыса трудилась с таким упорством, ее поведение означало, что ей "нравится" ощущение, вызываемое такой самостимуляцией. Соответствующие области гипоталамуса стали поэтому называть "центрами удовольствия".
В результате дальнейших исследований был выделен целый ряд участков, которые животные стремились стимулировать. Эти участки в основном совпадали с путями нейронов черной субстанции и адренэнергических нейронов голубого пятна. Поскольку электростимуляция действительно усиливает синтез и секрецию соответствующих медиаторов (дофамина и норадреналина), можно предполагать, что один из них или оба играют существенную роль в возникновении "удовольствия". Однако отсюда еще нельзя заключить, что ощущение удовольствия связано с активацией указанных путей.
Электростимуляцию проводили даже у некоторых больных во время операции на головном мозге. Манипуляции на мозговой ткани не вызывают боли, и это позволяет проводить некоторые из таких операций без общего наркоза. Многие больные сообщали о приятных ощущениях, возникающих при электрической стимуляции участков мозга, которые примерно соответствуют "центрам удовольствия" у крыс.
Без сомнения, наиболее драматичный пример влияния электростимуляции мозга на эмоциональное поведение был продемонстрирован в опыте Хосе Дельгаго. Он вживил электрод в гипоталамус быка, который был специально выращен для боя на арене. Дельгаго полагал, что стимуляция может погасить агрессивность быка. Находясь на арене в тот момент, когда бык перешел в атаку, Дельгаго нажал кнопку, включив таким образом ток. И бык тотчас же остановился. Конечно, один единственный опыт на одном единственном быке объекте - это не более чем эффективный спектакль, которого не достаточно для научного подтверждения предполагаемой зависимости." (Блум Ф. и др.)
Говоря о роли периферических отделов нервной системы можно указать на дискуссию между концепциями американских ученых У.Джеймса-К.Ланге (датчанин) и У.Кеннона-Ф.Барда.
"Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотиться и во рту пересохло, а уж затем делает вывод: "До чего же я напугался!" В сущности эта теория предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме… "мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим" (Джеймс, 1884)." (Блум Ф. и др.)
"Теория Кеннона, которая впоследствии была модифицирована Филипом Бардом, в сущности, утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. Затем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где пораждает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кеннона-Барда, психологическое содержание и физиологические реакции возникают одновременно." (Блум Ф. и др.)
"Стенли Шахтер (1962) пришел к выводу, что в возникновении эмоций одинаково необходимы оба фактора - и физиологическая активация, и познавательная оценка. Ни один из них в отдельности не может вызвать подлинное эмоциональное состояние. … У человека думающий и обучающийся мозг (ассоциативная кора и лобные доли) взаимодействует с лимбической системой. Джордж Мендер (1975) отмечал, что даже такие события, которые в нашем организме "врожденную" вегетативную реакцию, - например, внезапное исчезновение опоры, - могут восприниматься по-разному в зависимости от того, как осознается значение данного события. Некоторым людям доставляет удовольствие ощущение, возникающее при катании на роликовой доске, когда почва как бы уходит из-под ног. Но те же люди, испытывая сходное чувство потери опоры при других обстоятельствах, например когда самолет внезапно попадает в воздушную яму, будут, вероятно, напуганы. Существенное различие между этими реакциями связано с тем, чувствуем ли мы, что ситуация находится под нашим контролем или нет. …
Познавательный фактор - чувство некоторого контроля над ситуацией - оказывается очень важным не только в случае эмоциональных реакций, но также при ощущении боли и стрессе." (Блум Ф. и др)