Целенаправленное уменьшение тревожности

(Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов, теории и практики. - Новосибирск, 1992)

Многие люди ощущают тревогу в связи определенными ситуациями, объектами, животными и людьми. Целенаправленное уменьшение тревожности - полезная техника, которая позволяет решить личные проблемы, связанные с тревогой и напряжением. Она включает в себя три этапа:

    1) тренинг глубокой мускульной релаксации;

    2) построение иерархии страхов;

    3) увязывание конкретного объекта тревоги с иерархией страхов, что сопровождается упражнениями на релаксацию.

Одновременно встревоженным и расслабленным быть нельзя, и цель этого метода - вызвать автоматическую реакцию расслабления на объект, который прежде вызывал страх. Систематическое уменьшение тревожности оказалось очень эффективным методом для случаев связанных с боязнью змей, высоты, экзаменов, и различного рода сексуальными трудностями. Экзаменационные тревоги особенно хорошо поддаются этому методу. Это многократно проверялось на студентах различных колледжей.

Выстраивая иерархию страхов, полезно построить их шкалу. Волпе и Лазарус предлагают:

"Подумайте о самом большом страхе, который вы пережили и дайте ему 100 баллов. Состояние абсолютного покоя имеет отметку 0 баллов. Теперь у вас есть ориентиры, верхняя и нижняя границы. Где на этой шкале вы находитесь в данный момент?"

С помощью этой шкалы можно осуществить две вещи:

    1) психолог и клиент могут прийти к пониманию того, насколько тревожным было состояние клиента в какое-то определенное время;

    2) установить начальную и конечную точки иерархии страхов.

Далее, задавая вопросы и используя прикладной бихевиоральный анализ, возможно установить, какой стресс вызывает обстановка экзаменов.

________________________

Вот пример иерархии страхов студента, страдающего от предэкзаменационных волнений:

0 баллов-    закончил школу и нет экзаменов на следующий год.
10 баллов-   в первый день занятий профессор рассказал нам план занятий и упомянул экзаменационные планы.
30 баллов-   примерно за неделю до экзаменов я осознаю, что они уже близко.
50 баллов-   за два дня до экзаменов я начинаю нервничать, мне трудно сосредоточиться.
70 баллов-   у меня становятся влажными ладони, я чувствую, что забываю элементарные вещи.
90 баллов-   когда я иду на экзамен, меня всего трясет, я чувствую себя больным.
95 баллов-   когда я вхожу в аудиторию, у меня потные руки, я боюсь, что забыл все, хочется убежать.
99 баллов-   во время экзаменов я чувствую себя очень напряженным, едва способен двигаться и говорить.
100 баллов-   взглянув на экзаменационный билет, я с ужасом вижу, что один-два вопроса я действительно не знаю. В панике я покидаю аудиторию.

Затем клиенту предлагают закрыть глаза и представить себе сцены, которые по шкале близки к нулевому уровню. Это может быть воспоминание об окончании школы, как это было отмечено в списке, либо сцена пикника или похода в лес. Терапевт предлагает студенту зафиксировать это чувство релаксации и постепенно двигаться вверх по иерархии, визуально анализируя каждую сцену. Если чувствуется напряженность, то студент должен отменить это, поднимая палец. К примеру, если напряженность чувствуется в сцене за два дня до экзамена, то терапевт и студент должны вместе поработать и расслабить ту группу мышц, которая была напряжена. Постепенно студент научится визуализировать все сцены иерархии страхов, будучи полностью расслабленным. Для такого тренинга может потребоваться несколько встреч, но обычно это дает хороший эффект. Когда студент оказывается в ситуации, вызывающей напряжение, то он способен к релаксации, тем самым снижая чувство тревоги.

~~~~~~~

Cодержание

Hosted by uCoz